С момента начала т.н. антитеррористической операции в восточных областях
Украины вооруженные силы и Нацгвардия этой страны начали нести потери.
Уступая противнику в количестве бойцов, вооружении и оснащении,
ополчение непризнанных Луганской и Донецкой народных республик успешно
обороняется и уничтожает вражескую живую силу и технику. При этом часть
военной техники достается ополченцам в качестве трофеев. На протяжении
нескольких последних месяцев в «антитеррористической операции»
используется боевая авиация. Как и в случае с другой техникой украинских
войск и вооруженных формирований, ополчение ЛНР и ДНР время от времени
успешно уничтожает самолеты и вертолеты противника.
К
сожалению, общая информационная обстановка вокруг текущего конфликта
крайне сложна. Информация о потерях носит отрывочный характер. К
примеру, ополченцы регулярно заявляют о сбитых самолетах и представляют
фото- или видеоматериалы с доказательствами. Новые киевские власти, в
свою очередь, активно отрицают факты уничтожения техники. Тем не менее,
«антитеррористическая операция» продолжается и обе стороны конфликта
продолжают терять людей и технику.
Попробуем определить потери
украинской авиации в текущем конфликте. В качестве основного источника
информации будем использовать базу данных Aviation Safety Network. Этот
сервис занимается сбором сведений о различных авиационных происшествиях и
считается одним из самых авторитетных источников информации по этой
теме. Важной особенностью сервиса Aviation Safety Network является
одновременная работа двух баз данных – ASN Aviation Safety Database и
ASN Aviation Safety WikiBase. Пополнением первой занимаются редакторы
сервиса. Для внесения в нее происшествие должно подтверждаться
несколькими источниками. Вторая база доступна для редактирования широкой
общественности. К новым записям в ней так же полагается приводить
источники информации. Часть записей из WikiBase впоследствии попадает в
основную Database.
В основной базе данных ASN Aviation Safety
Database на данный момент имеются только четыре записи о происшествиях с
украинскими самолетами, случившимися в этом году:
- 25 апреля
во время обстрела аэродрома в городе Краматорск на стоянке был уничтожен
частный самолет Ан-2 (регистрационный номер UR-ABAB). Самолет во время
инцидента был без экипажа и пассажиров;
- 26 мая в ходе боя за
аэропорт в г. Донецк был уничтожен пассажирский самолет Як-40
(регистрационный номер UR-MMK), принадлежащий авиакомпании «Константа».
Самолет находился на стоянке без экипажа и пассажиров;
- 6 июня
возле поселка Дробышево на севере Донецкой области огнем с земли был
сбит разведывательный самолет Ан-30Б (бортовой номер «80 желтый»). Из
восьми человек экипажа погибли пятеро;
- 14 июня в нескольких
километрах от аэропорта г. Луганск при заходе на посадку огнем с земли
был сбит военно-транспортный самолет Ил-76МД (б/н 76777). На борту
самолета находились 9 членов экипажа, 40 бойцов вооруженных сил Украины и
несколько бронемашин. В результате крушения погибли все 49 человек,
находившиеся в самолете.
По данным базы ASN Aviation Safety
WikiBase, первый случай атаки ополченцами украинского самолета произошел
22 апреля. С этого дня и по настоящее время в WikiBase появилось в
общей сложности 17 записей, не считая четырех инцидентов, занесенных в
основную базу и трех происшествий, случившихся за пределами зоны боевых
действий. В пополняемой пользователями базе зафиксированы следующие
авиационные происшествия:
- 22 апреля во время
разведывательного полета над г. Славянск был обстрелян самолет ВВС
Украины Ан-30Б (б/н «80 желтый»). Самолет получил повреждения и пошел на
вынужденную посадку. Один член экипажа пострадал. После небольшого
ремонта поврежденный самолет вернулся в строй и был сбит 6 июня;
- 25 апреля в ходе боев за аэродром в г. Краматорск на стоянке был
уничтожен вертолет Ми-8 (б/н «55 желтый») ВВС Украины. В кабине машины
находился один летчик, которому удалось спасти. Вертолет восстановлению
не подлежит;
- 2 мая под Славянском получил повреждения
вертолет Ми-8МТ (б/н «69 желтый»). Никто не пострадал, поврежденной
машине удалось вернуться на базу;
- 2 мая ополченцы из
Славянска использовали ПЗРК против украинского вертолета Ми-24 (б/н «02
желтый»). Ракета успешно поразила цель, вертолет рухнул на землю. На
борту находились три летчика, никто из них не выжил;
- в тот же
день ополченцами из Славянска при помощи ПЗРК был уничтожен еще один
Ми-24 (б/н «14 желтый»). Два летчика погибли, третий попал в плен;
- 5 мая вблизи Славянска огнем с земли был подбит вертолет Ми-24П (б/н
«29 красный»). Экипаж совершил вынужденную посадку и был эвакуирован
украинскими военными. Состояние поврежденной машины после посадки
неизвестно, но ее оставили на месте и вскоре уничтожили с помощью
штурмовика Су-25;
- 29 мая возле деревни Андреевка вблизи
Славянска ополченцы сбили вертолет Ми-8МТ (б/н «16 желтый»),
принадлежавший Национальной гвардии. Из 13 человек, находившихся на
борту, 12 погибли. Единственный выживший получил серьезные ранения и
попал в плен;
- 3 июня под Славянском огнем с земли был
поврежден вертолет Ми-24ВП (б/н «10 желтый»). Пилоты посадили подбитую
машину и были эвакуированы с места посадки. Немного позже стало
известно, что украинским военным удалось вывезти вертолет с места
посадки и отправить его на ремонт;
- 4 июня под Славянском
получил повреждения еще один Ми-24 (б/н «91 желтый»). Вертолет совершил
вынужденную посадку, летчики были эвакуированы. 5 июня украинские СМИ
сообщили, что ведется подготовка к эвакуации подбитой машины, однако в
тот же день ополченцы ДНР расстреляли поврежденный вертолет из орудия
БМД-2;
- тоже 4 июня возле Славянска с помощью ПЗРК был сбит
Ми-24П (б/н «25 красный»). Пилоты получили ожоги, но спаслись. После
вынужденной посадки вертолет полностью сгорел;
- третьим
украинским вертолетом, попавшим под обстрел 4 июня, стал Ми-24П (б/н «15
желтый»). После обстрела из зенитной артиллерии поврежденный вертолет
совершил вынужденную посадку. Летчики не пострадали и были эвакуированы.
Вертолет вывезли с места происшествия на следующий день;
- 5
июня возле Славянска был обстрелян вертолет Ми-8 (б/н неизвестен).
Сообщается, что машина совершила вынужденную посадку. Информация о
раненых или погибших отсутствует;
- 14 июня во время нанесения
ракетно-бомбового удара по целям в городе Горловка (ДНР) был сбит
штурмовик Су-25 (б/н неизвестен). Пилот успешно катапультировался,
самолет разбился;
- 24 июня при попытке взлететь с горы Карачун
близ Славянска при помощи артиллерии был сбит вертолет Ми-8 (б/н «63
желтый»). На борту машины находились 9 человек и различные грузы. При
падении вертолета экипаж и пассажиры погибли;
- 1 июля
ополченцы обстреляли из зенитной артиллерии штурмовик Су-25 (б/н
неизвестен). Несмотря на повреждения, пилот смог вернуть машину на
аэродром;
- так же 1 июля возле поселка Луганская (ЛНР) огнем с
земли был подбит истребитель Су-27 (б/н неизвестен). Двум пилотам
удалось катапультироваться. Самолет упал на землю и сгорел;
- 2
июля на территории непризнанной ДНР получил серьезные повреждения
бомбардировщик Су-24 (б/н неизвестен). Ополченцы атаковали его с помощью
ПЗРК и повредили один из двух двигателей. На оставшемся двигателе
самолет вернулся на свой аэродром. После посадки начался пожар, но
украинским военным удалось справиться с ним.
Таким образом, в
ходе т.н. антитеррористической операции ВВС Украины понесли серьезные
потери. По данным ASN Aviation Safety Database и ASN Aviation Safety
WikiBase, с апреля и до начала июля в ходе боев Украина потеряла четыре
самолета нескольких типов. Трижды самолеты получали повреждения, причем
один из поврежденных (Ан-30Б, б/н «80 желтый») после ремонта вновь был
атакован и уничтожен. Еще большие потери понесли вертолеты украинских
ВВС. Было уничтожено восемь вертолетов, еще четыре вертолета получили
различные повреждения и могут быть восстановлены. В общей сложности
погибло около 80 человек.
Потери ВВС Украины: на грани катастрофы
Необходимо отметить, что ВВС Украины несут потери не только в ходе
боев. За прошедшие несколько месяцев украинские военные потеряли два
ударных самолета вне зоны боевых действий:
- 21 марта на
аэродроме Староконстантинов (Хмельницкая область) при посадке после
тренировочного полета разбился бомбардировщик Су-24М. Экипаж
катапультировался, на земле никто не пострадал;
- 2 июля во
время посадки в аэропорту г. Днепропетровск разбился штурмовик Су-25
(б/н «25 синий»). Летчик успел катапультироваться, но самолет
восстановлению не подлежит. Причиной происшествия могли стать неполадки
системы управления.
За прошедшие месяцы украинские ВВС понесли серьезные потери. В общей сложности при различных обстоятельствах они потеряли:
- 1 разведывательный Ан-30Б;
- 1 военно-транспортный Ил-76МД;
- 3 вертолета Ми-8 разных модификаций;
- 5 вертолетов Ми-24 разных модификаций;
- 1 бомбардировщик Су-24;
- 2 штурмовика Су-25.
На первый взгляд, ВВС Украины потеряли не так много техники. Однако в
свете состояния этого вида вооруженных сил потери выглядят куда
серьезнее. Так, в середине марта и.о. министра обороны Украины Игорь
Тенюх представил доклад о состоянии военно-воздушных войск. По данным
и.о. главы военного ведомства, на тот момент в ВВС Украины имелось 507
боевых самолетов и 121 ударный вертолет. При этом лишь 15% этой техники
исправны и могут летать. Более того, ввиду плохой подготовки выполнять
боевые задачи могут не более 10% экипажей.
Из доклада
Минобороны Украины следовало, что в боях могут участвовать лишь 50
самолетов и 10-12 боевых вертолетов. Это означает, что уничтоженные
ополченцами 13 самолетов и вертолетов составляют примерно 20% от
боеспособного парка украинских ВВС. С учетом 6 самолетов и вертолетов,
поврежденных и находящихся в ремонте, общие потери украинской военной
авиации достигают примерно 30% от боеспособного парка.
В
середине июня новая украинская власть огласила еще более шокирующие
цифры. По словам уполномоченной по антикоррупционной политики Татьяны
Чорновол, на тот момент в строю ВВС оставались лишь 10 пригодных к
использованию вертолетов. Кроме того, 26 вертолетов были арендованы
некой частной компанией, которая до сих пор не вернула их.
Как
видим, военно-воздушные силы Украины в полной мере ощутили на себе
последствия непродуманной, а порой и преступной политики последних
десятилетий. Постоянная экономия на собственной армии привела к тому,
что в и без того немногочисленных ВВС боеспособными остались лишь
несколько процентов самолетов и вертолетов. Кроме того, постоянное
сокращение расходов на оборону серьезно ударило по подготовке личного
состава. Как результат – ВВС Украины не могут организовать грамотные
действия против ополченцев и несут серьезные потери.
По
имеющимся данным, ополчение ДНР и ЛНР имеет в своем распоряжении
различные зенитные артиллерийские установки (в первую очередь, ЗУ-23), а
также переносные ракетные комплексы. Это позволяет бойцам непризнанных
республик защищать свои города от атак с воздуха и регулярно уничтожать
вражеские самолеты или вертолеты.
2 июля появилась видеозапись, согласно
описанию которой у ополчения Луганской народной республики теперь есть
зенитный ракетный комплекс «Стрела-10».
К настоящему времени
ополченцы обзавелись достаточно широким спектром зенитных средств.
Поэтому уже сейчас ясно, что ВВС Украины в ходе «антитеррористической
операции» продолжат нести потери. Точное количество самолетов и
вертолетов, которые будут уничтожены над ДНР и ЛНР, пока неизвестно.
Однако понятно, что эти потери могут обернуться настоящей катастрофой.
Ополченцам по силам не только серьезно усложнить положение украинской
военной авиации, но и полностью уничтожить парк техники, все еще
способной выполнять боевые задачи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий