КНДР или Северная Корея считается сегодня самым загадочным и закрытым государством на мировой политической арене. И не потому ли такая маленькая страна не дает покоя своему южному соседу Республике Корее, или даже такой мощной державе, как Соединенные Штаты?
Было время, когда у этих двух корейских государств было два могущественных покровителя, враждующих между собой: у Северной Кореи – Советский Союз, у Южной Кореи – США. Корейский полуостров был тогда своеобразным плацдармом для противостояния двух супердержав.
«Вот скажу старшему брату – он вам покажет!»
Но с тех пор многое изменилось. Советского Союза больше не существует, а современная Россия, радикально поменяв путь своего развития, заняла нейтральную позицию относительно Северной Кореи.
Очевидно, что КНДР на сегодняшний день существует в гордом одиночестве, тогда как Республика Корея не потеряла поддержку своего «старшего брата». Поэтому не стоит удивляться столь мощному аргументу, которым активно пользуется Южная Корея в случае малейшего беспокойства: «Вот скажу старшему брату – он вам покажет!».
В принципе, так оно и есть, о чем убедительно свидетельствуют недавние политические события в дальневосточном регионе.
Как сообщают СМИ РК, лидер комитета национального собрания Южной Кореи по безопасности Ким Ен У отправил послание лично Джону Маккейну с просьбой причислить КНДР к пособникам террористических организаций.
Повод найден
Аналогичные призывы от Южной Кореи поступали и раньше, но для категоричного обвинения в содействии терроризму не находилось предлога. А теперь такой повод есть: 13 февраля в аэропорту Куала-Лампура был убит брат лидера КНДР Ким Чен Нам. По этому делу задержано четверо подозреваемых и еще столько же оказались в розыске.
Пользуясь данными малазийской полиции, агентство Рейтер информирует, что Ким Чен Нам был отравлен препаратом ви-экс – именно его эксперты обнаружили на лице погибшего.
Уточним: ви-экс — это разновидность химического оружия, которое специалисты ООН отнесли к средству массового поражения.
22 февраля американский политик Кори Гарднер выразил убеждение в том, что убийство Ким Чен Нама является очередным свидетельством преследования своих граждан со стороны правительства КНДР. Причем, сенатор потребовал немедленно внести Северную Корею в список государств, поддерживающих терроризм.
Надо заметить, что КНДР пребывала в данном списке в далеком 1987-м. Предлогом послужил взрыв в южнокорейском авиалайнере Korean Airlines, унесший жизни 115 человек.
Но в 2008 году Джордж Буш удалил КНДР из этого списка благодаря позитивному результату переговоров о ядерном равновесии.
И вот теперь Северная Корея вновь объявляется оплотом международного терроризма. Но так ли оно на самом деле?
А был ли мальчик?
Чтобы объективно ответить на этот вопрос, нужно признать, что это государство не вполне благополучное в экономическом и политическом отношениях. Миску риса в Северной Корее может позволить себе далеко не каждый житель, да и сам режим управления настораживает: традиции жесткого коммунистического тоталитаризма в КНДР сохраняются до сих пор.
Однако, как говорится, не настолько страшен лукавый, как его рисуют. Многочисленные свидетельства подтверждают, что слухи о несчастном житье-бытье народа Северной Кореи весьма преувеличены. Однако, это отдельная тема для беседы. Сегодня нас интересует другой вопрос: является ли КНДР пособником мирового терроризма?
Так называемый закон «О правосудии против спонсоров терроризма» был утвержден в США в сентябре минувшего года. Надо заметить, что этот закон был издан в период ухудшения отношений с Саудовской Аравией, дабы в крайнем случае американцам было на что опереться.
Но теперь Соединенные Штаты уже не прочь использовать этот закон для возврата КНДР в список стран, порождающих мировой терроризм. Однако для таких серьезных обвинений нужны не менее серьезные доказательства. Есть ли они у американцев?
Позиция американских аналитиков
Осенью 2016 года на заседании Комитета по внешним связям относительно данной проблемы выступали эксперты. Среди первых были член фонда Heritage Foundation Брюс Клингнер и специалист Центра международных исследований Виктор Чха.
Клингнер более двадцати лет отслужил в ЦРУ и РУМО (Разведывательное управление Министерства обороны США), а также курировал отдел ЦРУ, занимающийся исследованиями КНДР в период ядерного напряжения 1993 года. Виктор Чха известен как убежденный консерватор и в прошлом служащий американской администрации.
Исходя из приведенных характеристик, особо не приходится удивляться тому, что, по мнению этих господ « ничто не мешает возвращению Северной Кореи в перечень стран-спонсоров терроризма, так как все доказательства на лицо».
Недоказанная хакерская атака – признак терроризма?
Так какие же это доказательства? В качестве таковых Виктор Чха предоставил факт кибератаки хакеров КНДР на кинокомпанию Sony Pictures. Эта кибератака якобы спровоцировала отток информации и тем самым причинила компании материальный ущерб. Клингер же продвинулся еще дальше: деятельность террористов он интерпретировал как «угрозы простым людям в политических интересах».
Разумеется, такого серьезного обвинения вполне достаточно, чтобы вернуть Северную Корею в список государств, несущих опасность терроризма. Оба эксперта были выслушаны очень внимательно, но вопрос остался открытым.
Однако СМИ Южной Кореи так описали это заседание: в Америке все чаще можно услышать призывы водворить КНДР обратно в список стран-террористов. В 2008 году большинство проголосовало против такого решения, благодаря чему КНДР была удалена из этого списка. Но после очередного ядерного испытания, проведенного Пхеньяном, это вопрос вновь стал актуальным.
Надо думать, что, если все эти старания окажутся результативными, мы увидим наглядный пример того, как в современном мире можно зачислять целые государства в списки врагов всего человечества, невзирая на установленные критерии.
Теперь самое время объяснить уважаемому читателю, что спонсором терроризма принято считать государство, оказывающее фактическую помощь международным террористам в виде поставки оружия, предоставления баз для дисклокации, финансовую поддержку и т.д.
А если говорить об этом еще точнее, за содействие терроризму в мировом сообществе принимается следующее:
• Регулярное оснащение террористических групп вооружением, деньгами или другими материальными ценностями, без которых террористические акты были бы невозможны или малоэффективны.
• Активная поддержка террористам: поставка стратегической информации, а также предоставление места для военных баз и учений.
• Руководство и направление действиями террористов в своих интересах.
• Террористическая деятельность агентов спецслужб государства, которое признано пособником терроризма.
• Преследование спецслужбами государственных диссидентов на территории всего мира в том случае, когда доказана регулярная практика физического уничтожения граждан на территории других стран.
Мнение российского эксперта
А теперь давайте обратимся к мнению российского политолога, специалиста по Дальнему Востоку Константина Асмолова.
Аналитик просит заострить внимание на одном чрезвычайно важном обстоятельстве: кибератаки в приведенном перечне преступлений не обозначены. Поэтому названная американскими политиками кибератака на Сони Пикчерс на причину возврата КНДР в «черный список» никак не тянет, а лишь вызывает ироничную улыбку.
Во-первых, большинство специалистов уверены, что без инсайдера такой взлом совершить не представляется возможным. Кроме того, как утверждает сам Константин Асмолов, ему известно, что такой инсайдер уже найден, но при этом доказать причастность к взлому КНДР так и не удалось. Обвинения имеют чисто гипотетический характер. .
Во-вторых, по словам Асмолова, даже если предположить, что эту хакерскую атаку провели спецслужбы Пхеньяна, она не могла предназначаться для нанесения ущерба жизненно важным структурам.
Вот если бы в результате действий хакеров произошла авария на атомной электростанции или нечто в том же роде, влекущее за собой разрушения и человеческие жертвы, вот тогда эту атаку можно было бы смело причислить к террористической акции, а Северную Корею без колебаний вернуть в список террористических государств. Однако то, что натворили хакеры КНДР (если это они, конечно), тянет всего лишь на мелкое хулиганство, в результате которого вообще никто не пострадал.
Сони Пикчерс даже не лишилась важной информации, а то, что было выброшено хакерами в Интернет, вообще не нанесло никакого ущерба компании.
И, наконец, в-третьих, как рассуждает российский эксперт, если уж начать приравнивать такого рода хакерские действия к мировому терроризму, то в итоге может возникнуть весьма любопытный резонанс.
Ведь тогда можно будет смело объявлять террористическими актами все громкие взломы последних лет, в том числе и те, которые были связаны с избирательной кампанией в Соединенных Штатах. То есть, согласно этой логике, Америка должна оказаться самой первой в перечне государств-спонсоров терроризма. Нонсенс? Возможно…
Но как же теперь быть с КНДР? Хакерская версия по обвинению страны в терроризме не выдерживает никакой критики – это аксиома. Что же касается убийства Ким Чен Нама, то это преступление остается до конца нераскрытым, так что здесь тоже рановато приписывать КНДР к государствам-спонсорам терроризма.
Охотники на ведьм и иже с ними
Одно понятно: процесс возврата КНДР в «черный список» усиливает демонизацию страны, и, кроме того, значительно увеличивает давление санкций, в котором недруги Северной Кореи остро нуждаются.
При этом они хорошо знают: если Пхеньян вернется в список спонсоров терроризма, для него закроется возможность экономической поддержки от таких известных структур, как МВФ и Азиатский банк развития. Поэтому противники КНДР и впредь намерены игнорировать ими же прописанные критерии, сводя на «нет» истинный смысл борьбы с государствами, поддерживающими терроризм.
Северная Корея — вполне самодостаточная и дисциплинированная страна, и в этой ситуации она сможет постоять за себя и за свою государственную честь.
Автор: Сергей Василенков
Комментариев нет:
Отправить комментарий