СУ-27 и его модификации
Русская загадка. почему ВВС России одновременно приобретают три новые версии СУ-27?
«Военный Паритет». ВВС России вооружаются одновременно тремя «слегка разными» модификациями истребителя Су-27 разработки компании «Сухой» от двух производителей, сообщает medium.com (статья эксперта Томаса Ньюдика (Thomas Newdick) от 21 февраля — прим. «ВП»).
Это немного странно и расточительно. Например, ВВС США покупают только один новый тип истребителя — F-35A, которых намерены приобрести более чем 1763 единицы, чтобы заменить большинство существующих тактических самолетов и теоретически достичь максимальной эффективности парка истребительной и штурмовой авиации.
Россия приобретает несколько десятков истребителей моделей Су-30М2, Су-30СМ и Су-35С — это модернизации базового Су-27, появившегося в 1970-х годах и известного в НАТО как Flanker. Вероятно, это решение связано с тем, чтобы держать на плаву два завода на фоне спада экспортных поставок.
Су-30М2 были первыми, которые начали поступать на вооружение из этих версий. В декабре 2011 года самолеты были замечены на базе 6972 в Крымске (южный регион Краснодар).
Первые три Су-30СМ прибыли на базу 6982 в Домну (Сибирь) в ноябре 2013 года. К концу этого года там уже насчитывалось более 10 машин этой модификации. В 2014 году ожидается поступление еще 10 самолетов.
Первые оперативные Су-35С поступили на вооружение 23-истребительного авиаполка на базе 6883 в Дземги (Хабаровский край на дальнем востоке страны). _
Су-30М2
Из этих трех версий наименее сложным является двухместный Су-30М2, разработанный на базе экспортной версии Су-30МКК для Китая. Самолеты производятся в КНААПО (Комсомольск-на-Амуре авиационное производственное объединение, дальний восток страны). Машина считается дальнейшим развитием Су-30МК, который производился на заводе «Иркут» (Иркутская область, Сибирь). Самолеты Су-30МК2 производства КНААПО поставлялись во Вьетнам, Индонезию, Венесуэлу и Уганду.
Летом 2009 года был заключен первый заказ на Су-30М2 для ВВС России. Самолеты имеют много общего с одноместным Су-27СМ (КНААПО), который, в свою очередь, является модернизацией Су-27 первого поколения.
МО РФ заказало четыре Су-30М2 и 12 Су-27СМ3, вероятно, двухместные машины будут выполнять роль всепогодных ударных самолетов. Вероятно, общее количество заказов на Су-30М2 достигнет 20 единиц, но по состоянию на декабрь 2013 года замечено всего четыре.
Су-30СМ
Очень похожий на Су-30М2 также двухместная модель Су-30СМ является продуктом завода «Иркут», конкурента КНААПО. Эта машина является российской версией Су-30МК, имевшего ошеломительный экспортный успех (первым клиентом стала Индия, затем подключились Малайзия и Алжир).
По сравнению с Су-30МКК от КНААПО экспортный Су-30МК был более продвинутой машиной, в частности, имел возможность интегрировать западную авионику. Клиенты могли заказать компоненты оборудования как российского, так и украинского, французского, индийского и израильского производства. Самолет имеет переднее горизонтальное оперение, силовую установку с управляемым вектором тяги и более совершенную электродистанционную систему управления (ЭДСУ).
Сюрпризом стал заказ МО РФ на 30 машин в марте 2012 года, в декабре было объявлено о закупке уже 60 самолетов. Российские СМИ сообщают, что все 60 машин будут переданы заказчику к концу 2015 года, хотя по состоянию на декабрь 2013 года ВВС получили всего 16 истребителей. Российская версия будет иметь исключительно российское оборудование (заменены индийские и израильские компоненты). Интересно, что некоторые машины будут переданы авиации ВМФ.
В то время как Су-30М2 использует бортовой радар Н001В (модернизация базовой РЛС Су-27), Су-30СМ оснащен БРЛС Н011М «Барс-Р» с пассивной ФАР, что значительно увеличивает его возможности. Эти самолеты должны получить на вооружение современные ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-СД и РВВ-МД.
Су-35С
Су-35 отличается от Су-30 тем, что является одноместным, разработка, полномасштабная разработка велась с начала 2000-х годов. Машины выпускаются в КНААПО и имеют новый планер, авионику, силовую установку (АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги), передовую ЭДСУ и новую оптико-электронную станцию переднего обзора. На машине нет ПГО, так как и без него Су-35С обладает сверхманевренностью.
Россия до сих пор не представила публично РЛС с активной ФАР, вероятно, ею будут оснащены истребители Т-50 пятого поколения. Су-35С оснащен радаром Н135 «Ирбис» с пассивной ФАР (развитие «Барса»).
СМИ сообщают о возможной поставке Су-35С в Китай, хотя нет фактических доказательств того, что китайцы заинтересованы в такой сделке. Вместо экспортных поставок в 2009 году ВВС РФ заказали 22 машины, 12 из которых базируются в Дземге. Поставка первой партии из 48 машин, вероятно, завершится в 2015 году, и следует ожидать второго контракта на поставку такого же количества самолетов.
Благодаря современному оборудованию и возможностям силовой установки Су-35, пожалуй, является наиболее эффективным промежуточным самолетом в ожидании поступления на вооружение истребителей нового поколения Т-50. Как сообщают СМИ, Су-35С способен применять УР воздушного боя сверхбольшой дальности РВВ-БД (до 200 км), вследствие чего может занять нишу дальних перехватчиков МиГ-31.
Русская загадка
Почему ВВС России понадобились три версии Су-27?
Пока семейство Су-27 наслаждалось успехом на экспортном рынке, наличие двух сборочных заводов — КНААПО и «Иркут» - не было большой проблемой. Но сегодня экспортные заказы грозят «высохнуть полностью». ВВС Индии строят лицензионные Су-30МКИ, Китай — нелицензионные на базе Су-27/Су-30МКК.
Малайзия решила больше не приобретать Су-30МКМ, Индонезия вряд ли закажет значительное количество для замены F-5.
Наиболее вероятной причиной того, почему Москва решила закупать сразу три разные версии от двух производителей, является стремление поддержать бизнес этих заводов. Кроме того, принятие на вооружение Су-30М2, Су-30СМ и Су-35С должно повысить их экспортную привлекательность.
Между тем ВВС России остро необходимы новые истребители. Т-50 нуждается еще в нескольких годах доводки, кроме того, не исключается серьезная переделка самолета, как об этом пишет известный эксперт Петр Бутовски (Piotr Butowski).
График поступления на вооружение Т-50 все время отодвигается. Первоначально ВВС России заявляли, что в этом году самолеты поступят в летно-испытательный центр в Ахтубинске, но госприемка самолета может быть задержана. Трудности в программе могут сорвать планы достижения первоначальной боевой готовности во второй половине 2016 года и начало полномасштабного производства с конца 2016 года. Оптимистичным сценарием является поставка первых 60 машин в период 2016-2020 годов, но сейчас это представляется вряд ли осуществимым. В результате ВВС остро нуждаются в промежуточных самолетах.
Из сотен истребителей ВВС России большинство устарели. Распад СССР и последующий экономический кризис снизил производство боевых самолетов до минимума. Только в последние годы Москва имеет ресурсы для покупки значительного количества самолетов новой постройки.
Но даже десятки Су-30М2, Су-30СМ и Су-35С не способны полностью обновить парк истребительной авиации. ВВС России имеют всего около 30 модернизированных истребителей МиГ-29, от которых отказался Алжир. Тяжелые перехватчики МиГ-31 все еще остаются на вооружении шести баз, но только небольшое количество было модернизировано до уровня МиГ-31БМ. Нет никаких доказательств, что перехватчики получили новые ракеты.
Плановая модернизация МиГ-29 вряд ли замышляется, преемника МиГ-31 не видно, и, кажется, именно истребителям ОКБ Сухого придется защищать небо России в долгосрочной перспективе. Будет ли МО РФ продолжать приобретение вышеуказанных версий Су-27, покажет время. Надежды получить истребитель пятого поколения зависят от программы Т-50.
Комментариев нет:
Отправить комментарий