За несколько месяцев гражданской войны в Донбассе вооруженные силы Украины понесли серьезные потери. По разным оценкам, погибло и получило ранения несколько тысяч человек, уничтожены несколько десятков самолетов и несколько сотен единиц бронетехники. Кроме того, солидное количество различных боевых машин стало трофеем и сменило хозяев. По данным сервиса LostArmour.info, обе стороны конфликта к настоящему времени потеряли 91 танк нескольких типов. Большая часть этих потерь приходится на украинские подразделения, а ополченцы лишились всего 13 танков. При этом на опубликованных фотографиях и видеозаписях с мест боев нередко видны характерные повреждения техники, способные вызвать определенные вопросы.
Уничтоженные танки армии и ополчения зачастую представляют собой страшное зрелище. Подбитые бронемашины остаются без башен, а также получают серьезные повреждения корпуса. Иногда корпуса танков буквально разрывает по сварным швам, а образовавшиеся «обрывки» выгибает наружу. Подобные повреждения свидетельствуют о возгорании и детонации боекомплекта. Метательные заряды и заряды снарядов взрываются, убивая экипаж и буквально разрывая на части машину. При таком подрыве техника и ее экипаж почти не имеют никаких шансов на спасение.
Следует отметить, танки советской разработки неоднократно участвовали в вооруженных конфликтах последнего времени. В ряде случаев детонация боекомплекта танков приводила к срыву башни с погона. Тем не менее, в Афганистане или Чечне не наблюдалось другое явление, почти ставшее нормой на Украине: корпуса подбитых машин оставались относительно целыми. Таким образом, в существующей ситуации имеется некий дополнительный фактор, ухудшающий живучесть танков и усложняющий положение украинских и новороссийских танкистов.
Самая очевидная версия, объясняющая характерные повреждения украинской бронетехники, касается качества изготовления машин. Основные потери понесли танки Т-64 различных модификаций. Именно эти машины чаще всего фигурируют на фото с сорванными башнями и разорванными корпусами. Таким образом, можно предположить, что строительство этой техники имело некоторые технологические особенности, которые изначально не сказывались на качестве машин, но теперь приводят к невозможности их восстановления. К примеру, было предложено изменить технологию сварки бронелистов корпуса, что в итоге привело к ослаблению сварных швов.
Такая версия может объяснить не только потери украинских танков, но и их серьезные повреждения. Тем не менее, прямые доказательства в пользу этого предположения отсутствуют. Информация о каких-либо серьезных изменениях технологического характера на производстве танков Т-64 не публиковалась. Кроме того, в те времена, когда танки этого типа строились серийно, оборонное производство обходилось без проблем наподобие пресловутых трещин в корпусах бронетранспортеров БТР-4. В результате версия о технологических изменениях и связанном с ними производственном браке может считаться лишь предположением, не подкрепленным никакими доказательствами и фактами.
Существует и другая версия, имеющая под собой основания не только в виде рассуждений и предположений. Известный украинский специалист в области бронетехники Андрей Тарасенко предположил, что причиной страшных повреждений бронетехники могут быть некондиционные боеприпасы. Именно их подрыв убивает экипаж, а также наносит повреждения конструкции бронемашины и полностью исключает ее восстановление.
Известно, что заданные характеристики боеприпасов (как метательных зарядов, так и самих снарядов) обеспечиваются только в течение определенного срока. По истечении установленного срока хранения во взрывчатых веществах происходят некоторые химические процессы, ухудшающие их свойства. В случае с порохами, используемыми в качестве зарядов для метания боеприпасов, это приводит к заметным изменениям режима горения и, как следствие, большим отклонениям в выделяемой энергии и образуемом количестве газов.
В качестве доказательства в пользу своего предположения А. Тарасенко приводит статью «Экспериментальное исследование живучести ствола гладкоствольной пушки», авторами которой являются специалисты Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» О.Б. Анипко, М.Д. Борисюк, Ю.М. Бусяк и П.Д. Гончаренко. Материал был опубликован в 2011 году в институтском журнале «Интегрированные технологии и энергосбережение».
Целью исследования харьковских специалистов было изучение износа ствола гладкоствольных танковых пушек при использовании различных боеприпасов. В сотрудничестве с Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. А.А. Морозова они провели экспериментальные стрельбы с дальнейшим изучением состояния орудий. В исследованиях применялись три серийных орудийных ствола с минимальной разницей в настреле (не более 5 выстрелов). В качестве боеприпасов в исследованиях использовались бронебойные подкалиберные снаряды из одной партии, выпущенные за 22 года до эксперимента. Контрольные данные собирались в ходе стрельбы аналогичными снарядами, хранившимися на складе лишь 9 лет.
Собрав и проанализировав данные, харьковские специалисты пришли к любопытным выводам. Оказалось, что при горении метательных зарядов, пролежавших на складе 22 года (на 12 лет больше установленного срока хранения) максимальное давление в канале ствола выросло в 1,03-1,2 раза. Кроме того, подсчеты показали, что использование подобных некондиционных боеприпасов приводит к повышению износа ствола на 50-60%. Также заметно изменился характер износа канала ствола.
Авторы статьи отмечали возможность проведения подобного эксперимента, в котором использовались бы снаряды со сроком хранения 30 лет и более. Однако отмечалось, что в таком случае необходимо предварительное исследование метательных зарядов во избежание возможных неприятных последствий. При таком «возрасте» порохов возможно как проявление бризантного действия с повреждением конструкции орудия, так и выделение энергии, недостаточное для выталкивания снаряда из ствола.
Согласно ряду источников, украинская армия до сих пор использует танковые боеприпасы, произведенные до распада Советского Союза. Таким образом, сроки хранения самых новых снарядов приближаются к 25 годам. Как следствие, подобные боеприпасы могут и должны иметь особенности, описанные в статье «Экспериментальное исследование живучести ствола гладкоствольной пушки». Их метательные заряды уже не в полной мере удовлетворяют требованиям, в частности образуют заметно большее давление в канале ствола пушки.
Имеющиеся сведения о живучести стволов танковых пушек, а также исследование харьковских ученых могут привести к печальным для украинской армии выводам. «Просроченные» боеприпасы представляют ощутимую опасность как для техники, так и для людей. Ввиду изменения характера горения порохов они сказываются на состоянии техники и ее боевых возможностях, а также представляют большую опасность в экстремальных ситуациях.
Ввиду некоторых конструктивных особенностей советские/российские бронебойные подкалиберные снаряды наносят каналу ствола пушки больший ущерб в сравнении с боеприпасами иных типов. По этой причине ресурс ствола при использовании только подкалиберных обычно не превышает нескольких сотен выстрелов. Тем не менее, при разумном комбинировании типов боеприпасов ресурс может быть увеличен в несколько раз. К примеру, заявленный ресурс хромированных орудий семейства 2А46М превышает 1000 выстрелов.
Подавляющее большинство украинских танков эксплуатируется уже не один десяток лет и за это время лишь ремонтировалась без серьезной модернизации. Таким образом, из-за использования некондиционных снарядов увеличивается и без того немалый износ орудий, что влечет за собой ухудшение их характеристик. Используя изношенную пушку, танкисты теряют возможность вести точный огонь по целям и быстро поражать их. В условиях современной войны способность быстро обнаружить цель и уничтожить ее одним выстрелом является гарантией не только выполнения боевой задачи, но и выживания бронемашины и ее экипажа. Старые снаряды серьезно ухудшают шансы танкистов.
При поражении танка противотанковыми средствами нередко происходит детонация боекомплекта. В подавляющем большинстве таких случаев экипаж не успевает покинуть машину и гибнет, а танк получает фатальные повреждения и не подлежит восстановлению. В свете исследования харьковских специалистов подобные ситуации выглядят еще более суровыми. Некондиционный порох в метательных зарядах может перейти в т.н. детонационное горение, последствия которого похожи на взрыв. Естественно, горение заряда в укладке отличается от горения в каморе ствола, однако в боевом отделении помимо гильз с порохом имеются осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды с зарядом взрывчатых веществ.
В результате детонационного горения «просроченных» метательных зарядов и подрыва боеприпасов может получаться более сильный взрыв, чем в случае со снарядами, срок хранения которых еще не вышел. Как следствие, танкисты гибнут, а танк не только лишается башни, но и буквально разваливается на куски.
Версия о «вине» некондиционных боеприпасов выглядит интересно и убедительно. В ее пользу говорит исследование ученых, зафиксировавших некоторые особенности использования старых снарядов, а именно иной ход горения с выделением большего количества энергии. Для окончательного подтверждения предположения о проблемах, связанных с боеприпасами, понадобится провести дополнительное исследование, целью которого станет сбор информации о причинах и последствиях уничтожения танков, однако, похоже, пока никто не собирается заниматься этой проблемой.
Предположение, касающееся некондиционных снарядов, является очередным подтверждением того, что не следует экономить на своей армии и оборонной промышленности. В течение всех лет независимости Украина не уделяла должного внимания своим вооруженным силам и оборонным предприятиям, в результате чего, к примеру, на складах танковых частей остались только старые снаряды. Использование этих боеприпасов влечет за собой риски как тактического, так и технического характера. Тем не менее, альтернатива отсутствует, и негативные химические процессы в зарядах продолжат оказывать влияние на судьбу бронетехники.
По материалам:
http://lostarmour.info/
http://andrei-bt.livejournal.com/
http://armor.kiev.ua/
http://vestnik-rm.ru/
http://library.kpi.kharkov.ua/JUR/ITE_2011_1_Anipko_Eksperimentalnoye.pdf
Автор Рябов Кирилл
Комментариев нет:
Отправить комментарий