Министерство обороны и депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о частных военных компаниях. Об этом в пятницу сообщил зампредседателя думского комитета по обороне Франц Клинцевич («Единая Россия»).
Современный туризм: Катание на БТР-60, стрельба из оружия и пулемета
Частная военная компания (ЧВК; англ. Private military company) — коммерческое предприятие, предлагающее специализированные услуги, связанные с охраной, защитой (обороной) кого-либо и чего-либо, нередко с участием в военных конфликтах, а также со сбором разведывательной информации, стратегическим планированием, логистикой и консультированием. Объем мирового рынка частных военных услуг на 2012 составил порядка $100 млрд. долл. США.
Практика использования частных силовых (военизированных) организаций в вооружённых конфликтах, привлечения на контрактной основе военных специалистов, советников и инструкторов для подготовки полицейских и вооружённых сил имеет длительную историю.
Первая в новейшей истории частная военная компания «Watchguard International» была создана в 1967 году в Великобритании, ее основателем являлся полковник британской армии Дэвид Стерлинг (ранее создавший SAS).
В 1980 году в США открыто прошёл первый в современной истории съезд наёмников, организатором которого выступил американский журнал «Солдат удачи» (англ. Soldier of Fortune). На следующий год, в городе Финикс (штат Аризона, США) состоялся второй съезд, в котором приняло участие до 800 человек.
В мире более сотни крупных ЧВК и охранных компаний (ЧОК),
прежде всего в США, Великобритании, Франции. В сферу их деятельности
входит охрана объектов, тренировка армейских и полицейских
подразделений, консалтинговые услуги в области безопасности, снабжение и
обеспечение войск. Работают ЧВК и ЧОК по контрактам с правительствами и
министерствами обороны, а также крупными транснациональными
корпорациями. Несколько десятков таких компаний действуют сейчас в Ираке
и Афганистане.
Весной 2012 года Владимир Путин,
который на тот момент занимал должность премьер-министра, поддерживал
идею создания системы ЧВК, которые могли бы предоставлять услуги по
охране объектов и тренировке иностранных военных за границей без участия
российского государства. «Это действительно является инструментом
реализации национальных интересов без прямого участия государства, –
говорил Путин. – Считаю, что да, над этим можно подумать, рассмотреть».
В свою очередь руководитель Центра военного прогнозирования
Анатолий Цыганок убежден, что Россия опоздала с созданием ЧВК на
двадцать лет, тем не менее это необходимо сделать. «Тех военнослужащих,
которые по каким-то показателям больше не могут служить в армии, но
имеют боевой опыт, лучше использовать в ЧВК», – сказал Анатолий
Дмитриевич газете ВЗГЛЯД.
«В первую очередь они должны быть у Газпрома и охранять трубопроводы.
Это очень важно. Нефтепроводы нужно охранять, в том числе от
террористической угрозы»
«Им можно отдавать функции охраны российских представительств за
рубежом, иностранных инфраструктурных объектов, которые порой бывают
важны для российских интересов либо дружественных России государств. Им
можно поручать обучение за рубежом иностранных специалистов в сфере
безопасности», – считает Козюлин.
В качестве примера он назвал нахождение российских войск в Абхазии
и Южной Осетии. «По этому поводу есть конфликт. Грузия считает эти
территории оккупированными. Если Россия выведет оттуда свои войска и
вместо них появятся частные военные компании, мы объявим, что наших
войск там нет. Так делают американцы. Они вывели свои войска из Ирака,
но остались частные компании. Они охраняют определенные зоны и действуют
в интересах США. Такая же система будет в Афганистане. Наверное, они
были бы полезны на территории Украины для защиты российских интересов и
бизнеса», – считает эксперт, подчеркнув, что благодаря ЧВК можно уйти от
соприкосновения официальных государственных структур и не создавать
оснований для военного конфликта между государствами.
Преимущества и недостатки
Преимущества ЧВК перед регулярными вооруженными силами:
- их использование не вызывает у западноевропейского населения того недовольства, которое может вызывать применение регулярных вооруженных сил;
- они могут представлять собой противовес местным вооруженным силам в государствах со слабыми политическими институциями.
- они способны к быстрому развертыванию.
- потери личного состава ЧВК не учитываются в официальных отчётах правительств.
- более гибкое оперативное управление.
- отсутствие бюрократии.
- более высокий профессионализм по сравнению с регулярными войсками.
Недостатки:
- отсутствие идейной и идеологической мотивации личного состава
- условия контрактов ЧВК не предусматривают все варианты развития ситуации, что уменьшает гибкость их действий в боевой обстановке ;
- отсутствие единого плана мероприятий и единого оперативного центра управления войсками и ЧВК .
- отсутствие обмена или неполные данные оперативного характера .
Комментариев нет:
Отправить комментарий