четверг, 4 декабря 2014 г.

БЖРК — ответ на ПРО в Европе

До 2020 года в России появится новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). Это железнодорожный состав с вагонами, замаскированными под обычные пассажирские, багажные вагоны и вагоны-рефрижераторы. С 1991 года, после встречи лидеров СССР и Великобритании, были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК. В 2005 году БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Однако в конце 2012 года объявлено о начале строительства нового комплекса.
Это объявление означает, что Россия продолжает повышать ставки в «адекватном ответе» на наращивание группировки американской глобальной системы ПРО, притом именно за счет оружия ответного удара. 

В 1983 году началось строительство маршрутов патрулирования с местами стоянок для «атомных поездов». С тем, чтобы можно было производить пуски ракет из любой точки следования «поезда номер ноль». Создание железнодорожного ракетного комплекса позволяло сохранить ракетный потенциал даже при внезапном нападении и сделать ответный удар неизбежным. Достигалась пресловутая «гарантия взаимного уничтожения». 
В чем главные преимущества подвижных железнодорожных комплексов? Скрытность БЖРК будет побольше, чем у подводных лодок. В море АПЛ сталкивается с мощной системой противолодочных рубежей и противолодочными поисково-ударными группами кораблей и авиации. БЖРК спокойно колесит по просторам страны, а спутник его просто не опознает.
Атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами на борту — штука очень дорогая, сотни миллионов долларов каждая. Строительство и содержание БЖРК на порядок дешевле и быстрее в строительстве.
Точность стрельбы баллистической ракетой в первую очередь зависит от точности определения своих координат. В море стрельбовую точность давали многочисленные гидрографические суда (целый флот), самостоятельное определение места лодкой дает достаточно большую ошибку. БЖРК имеет координаты пусковых позиций с точностью до сантиметров (такой же будет и точность попадания).
Система ПРО, которую хотят сделать американцы в Европе, теряет процентов 70 своего смысла.
БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Три вагона были замаскированы под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные — «рефрижераторы» (три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ, командный модуль в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов, два тепловоза ДМ-62). Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.
Пуск ракет мог осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальное устройство отводило в сторону и закорачивало на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимал вертикальное положение. После этого осуществлялся минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклонялась с помощью порохового ускорителя и только после этого запускался маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трех минут.
Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером 126 т. Дальность стрельбы 10100 км, длина ракеты 23,0 м, длина пускового контейнера 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.
Один такой состав включал в себя три пусковых контейнера с ракетами и числился ракетным полком. В дивизии таких составов было четыре, а всего ракетных дивизий с БЖРК — три: 10-я под Костромой, 36-я под Красноярском и 52-я под Пермью. Итого 36 пусковых установок.
Испытания железнодорожной МБР 15Ж61 проходили в Плесецке в течение двух лет. Из 16 пусков ракет один оказался аварийным. БЖРК испытывались в разных климатических зонах, включая вечную мерзлоту и пустыню. 28 ноября 1989 года боевой железнодорожный комплекс 15П961 был принят на вооружение. Всего было построено 12 комплексов. Правда, прослужили они недолго. 

В обычном режиме БЖРК несли боевое дежурство без движения по железнодорожной сети страны. Если степень боевой готовности повышали, поезда расходились по маршрутам патрулирования. В течение суток они могли преодолевать до тысячи километров. Но с 1991 года по договоренности с США БЖРК могли нести дежурство только стационарно. Еще через два года по договору СНВ-2 Россию обязали за десять лет снять все комплексы с вооружения. Что и было сделано. Правда, не за десять, а за двенадцать лет. Пусковые установки уничтожали в Брянске под присмотром наблюдателей из НАТО. 
Сейчас все это уничтожено.
Но предстоит восстановить. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий