среда, 24 декабря 2014 г.

Что надо знать о казахском угле

Покупка сырья в Казахстане может стать новым аргументом в переговорах с Россией

Критическое положение дел в энергетике толкает украинское правительство на поиск новых угольных партнеров. Очередным экзотическим поставщиком угля, вслед за ЮАР, может стать Казахстан. Об этом вчера договорились президенты Украины и Казахстана. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал, что речь идет о топливе из Экибастузского угольного бассейна.

Из-за войны выбор поставщиков топлива для ТЭС у Украины невелик. Покупать уголь у самопровозглашенных ЛНР и ДНР — то же самое, что финансировать терроризм. К тому же Украине придется платить за него второй раз, поскольку при добыче угля шахты уже получили государственные дотации.
Закупки в России ненадежны. После начала импорта северный сосед вдруг приостановил поставки. "Россия пока блокирует перевозки через границу, то есть поток с той стороны приостановлен", — заявил вчера министр энергетики Владимир Демчишин. – Сейчас на границе скопилось более тысячи вагонов с углем, это более 70 000 тонн".
Могут ли исправить ситуацию поставки из Казахстана?
Сейчас коксующийся уголь в Казахстане покупает "АрселорМиттал Кривой Рог" — украинский завод индийского миллиардера Лакшми Миттала. Уголь для металлургии в Казахстане высокого качества, с энергетическим углем ситуация иная.
Экибастузский угольный бассейн расположен в Павлодарской области Казахстана. Это крупнейшее месторождение с запасами более 10 млрд тонн. На его территории находятся три угольных разреза: "Восточный", "Богатырь" и "Северный". Государство уже давно утратило монополию на их ресурсы, влияние приходится делить с казахским и российским частным капиталом.
"Восточный" разрез входит в состав Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC). Ее основные акционеры – предприниматели Александр Машкевич, Патох Шодиев, Алижан Ибрагимов и правительство Казахстана. Совокупно им принадлежит около 55% акций компании. В 2013 году в миноритарии ENRC затесался приближенный к Путину российский бизнесмен Сулейман Керимов, купивший немногим более 3% акций.
"Богатырь" и "Северный" принадлежат компании "Богатырь Комир". Ее владельцы – холдинг "Русал" российского олигарха Олега Дерипаски и государственная "Самрук-энерго".
Уголь в Казахстане есть, но для украинских ТЭС он малопригоден.
"Основная масса угля относится к марке "КСН" (коксовый, слабоспекающийся, низкометаморфизованный), предназначенной для пылевидного и слоевого сжигания на тепловых станциях Казахстана и России частично используется для коммунально-бытовых нужд", — говорится на официальном сайте "Богатырь Кемир".
Топливо "Богатыря" примерно поровну идет на казахские и российские энергокомпании.
Недостаток угля из Казахстана — высокая зольность — до 38%. Для сравнения: среднее содержание золы в угольных пластах Донбасса — 7-20%.
В Украине сейчас дефицит антрацита и "тощих" углей, казахский уголь к ним не относится, отмечает старший аналитик Dragon Capital Денис Саква. "Это так называемый слабоспекающийся уголь, он нам не нужен", — считает он.
"Это дешевый уголь, — отмечает экс-уполномоченный президента по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский. — Его, по крайней мере, можно смешивать с украинским".
Сколько может стоить казахский уголь? На местных торговых площадках цены на экибастузское сырье на внутреннем рынке стартуют от $15 за тонну. На экспорт его предлагают по $45 за тонну.
По словам экс-министра энергетики Юрия Продана, южноафриканский уголь, который Украина закупила в середине года, стоил $86 за тонну. Еще около $20 может стоить доставка.
Обойтись без фактора Кремля при экспорте казахского угля не удастся. Помимо участия российского бизнеса в акционерном капитале угольных компаний, составам с товаром придется пересекать российскую границу. Реальной альтернативы этому маршруту нет. Выходит, что самое реальное применение казахского угля — торговля с Россией. Мол, поставляйте, или у казахов закупим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий